Правильная ссылка на эту страницу
http://azdesign.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk104.shtml

Статья 104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции
       1. После вынесения решения о привлечении налого плательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
       До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
       В случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.
       2. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.
       К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
       3. В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
       4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Комм. Шаталов С.Д.

       Статьи 100 и 101 НК (см. комментарии) наделяют налоговые органы правом на производство по делам о налоговых правонарушениях по результатам налоговых проверок и устанавливают простейшие процессуальные нормы такого производства. Окончательное решение по этим вопросам принимается руководителем (его заместителем) в единоличном порядке. Ст.101 НК определяет содержание такого решения и предусматривает направление налогоплательщику (или иному лицу), виновному (по мнению налогового органа) в совершении налогового правонарушения, помимо требования об уплате недоимки (в случае необходимости) копию этого решения и требование об уплате сумм штрафных санкций.
       В рассматриваемой статье законодатель возвращается к этой теме и устанавливает порядок дальнейших действий сторон, в общем случае ориентированный на последующее рассмотрение дела в суде. Рассмотрение дела в суде может не состояться только в том случае, если налогоплательщик (иное лицо) не только признает справедливость выводов налоговых органов, но и сумеет своевременно заплатить всю затребованную сумму штрафов. При недостаточности денежных средств налогоплательщик, даже полностью согласный с необходимостью уплатить выставленные ему штрафы, не имеет возможности избежать суда и, следовательно, должен будет взять на себя все судебные издержки, что вряд ли можно признать идеальным решением.
       Как уже отмечалось, до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить всю сумму налоговых санкций. Под предложением добровольно уплатить штрафные санкции при этом понимается направление требования об их уплате.
       Налогоплательщик (иное лицо) может уплатить указанную сумму в установленный срок. Статья не говорит о том, какой срок может быть установлен налогоплательщику (иному лицу) для уплаты штрафов, поэтому здесь возможна определенная гибкость со стороны налоговых органов. В принципе, не исключен даже некоторый переговорный процесс между налогоплательщиком (иным лицом) и налоговым органом с тем, чтобы найти наиболее приемлемое для обеих сторон решение. Однако не исключено, что налоговые органы займут более формальную позицию и МНС своими приказами установит предельно жесткие не подлежащие пересмотру сроки.
       К сожалению, в рассматриваемой статье законодатель сосредоточился только на тех случаях, когда налогоплательщик (иное лицо) заведомо не согласен с налоговыми органами, поэтому остались нераскрытыми многие важные вопросы, относящиеся к согласию налогоплательщика (иного лица) с выводами налоговых органов и готовностью уплатить штраф. Кроме уже поднятого вопроса о сроке, который может быть установлен налогоплательщику (иному лицу) для уплаты налогов, важно ответить и на такие дополнительные вопросы, как:
       1. Может ли налогоплательщик (иное лицо) получить отсрочку или рассрочку по таким платежам?
       Раньше право предоставлять отсрочки и рассрочки было предусмотрено в налоговом законодательстве и закреплялось за налоговыми органами. С введением в действие общей части НК это право оказалось закрепленным за налоговыми органами (вопрос о полномочиях таможенных органов остается открытым) п.1 ст.31 НК. Новая редакция ст.31 НК (действует с 18.08.1999г.) уже не содержит такого права. Теперь вопрос можно считать окончательно решенным, налоговые органы лишены права предоставлять отсрочки по уплате штрафных санкций. В их полномочиях осталась только возможность устанавливать сроки уплаты штрафов, но не изменять их.
       2. Можно ли считать, что налогоплательщик (иное лицо) согласился с решением налогового органа о налоговых санкциях, если начал платежи по требованиям об их уплате (даже если такие платежи не завершены в установленные сроки)?
       Кажется разумным считать, что в подобных случаях налоговые органы не должны обращаться в суд, а налогоплательщик (иное лицо) должен уплатить и всю оставшуюся сумму штрафов. Однако такой вывод не основывается на НК.
       В зависимости от того, каким будет ответ на поставленный вопрос, налоговые органы, налогоплательщики (иные лица) и суд должны вести себя принципиально по-разному.
       Статья не предписывает налогоплательщику (иному лицу) обязательное реагирование на решение налогового органа в отношении наложения санкций и на требование об уплате штрафов, хотя и не запрещает ему отказаться исполнить или обжаловать такое решение (требование). При отказе налогоплательщика (иного лица) уплатить сумму штрафа или при пропуске им установленного срока налоговый орган обязан обратиться в суд. В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей иск подается в арбитражный суд, в отношении других физических лиц — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются все необходимые материалы.
       В соответствии с п.3 ст.104 в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством и арбитражным процессуальным законодательством России.
       Все приведенные правила статьи с 18 августа 1999г. распространяются на случаи привлечения таможенными органами налогоплательщиков к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные в связи с перемещением товаров через таможенную границу России. Статья обходит молчанием вопрос о привлечении к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах лиц, производство по делам которых выделено в отдельную ст.1011 НК. Однако можно полагать, что правила ст.104 применяются и в отношении привлечения к ответственности этих лиц.

Смотри также:

1
**
2
**

<<Пред. Оглавление
Главная страница
След.>>




Дата последнего изменения:
Thursday, 24-Apr-2014 05:49:28 CEST


Постоянный адрес статьи:
http://azdesign.ru/Projects/AZLibrCD/Law/TAXLaw/NK2000SH/nk104.shtml